На протяжении недели воскресший Христос несколько раз являлся Своим
ученикам, прежде чем все они действительно уверились в произошедшем.
Последним эпизодом в этой череде явлений стала встреча Спасителя с
апостолом Фомой, который сомневался в Воскресении Господа дольше всех.
По имени апостола Фомы первое воскресенье после Пасхи называется
Фоминым. Фома не был свидетелем первой встречи апостолов с воскресшим
Спасителем, а потому не поверил в случившееся. «Не поверю, пока не
увижу Его и Его ран, не вложу перста моего в раны от гвоздей и не
вложу руки моей в ребра Его», — заявил он. Господь исполнил его
просьбу, придя к ученикам еще раз, дабы продемонстрировать Фоме свои
раныСошествие Святого Духа
О дети слабые скептического века!
Иль вам не говорит могучий Образ тот
О назначении великом человека
И волю спящую на подвиг не зовет?
Алексей Плещеев
Почему Спаситель приходит к Фоме, а не к тем, кто распял Его, кто
так же, как Фома, не верил в Его предстоящее торжество? Почему Он
открылся немногим, а не пошел на городскую площадь, не объявил о
случившемся в Храме? Чтобы понять это, зададим другой вопрос: а что мы
знаем об апостоле Фоме, удостоившемся милости, которой не получила
остальная Иудея? Евангелие говорит о нем как о решительном и горячем человеке.
Услышав в свое время слова Иисуса о предстоящем распятии, он, в отличие
от других, не стал отговаривать Его идти в Иерусалим, а воскликнул:
«Пойдем и мы умрем вместе с Ним!» Видимо, не совладав со своими чувствами, после распятия он не
остался с остальными учениками, и поэтому, когда воскресший Христос
впервые явился им, Фомы среди них не было. А потом, когда ему
рассказали о случившемся, он отреагировал так, как сделал бы это любой
другой человек: «Не может быть, вам показалось, вы хотите таким
странным образом успокоить меня. Не поверю, пока не увижу». И вот,
подумать только, ради него одного Господь приходит еще раз. Он Сам
показывает Фоме Свои раны и разрешает ему осязать их, Сам возвращает
назад своего ученика. Апостол Фома подтверждает: для человека,
желающего поверить, но не имеющего для этого внутренних сил, дорога в
Церковь тем не менее не закрыта. Уверение Фомы подобно спасению его от смерти. Отпавший от своих
братьев, потерявший надежду, но страстно желавший ее обрести, он хотел
верить и не мог. Иудейские же начальники, напротив, — верили вопреки
своему желанию. Они не нуждались в уверении, прекрасно сознавая, что
они сделали, иначе зачем заставлять врать стражу, стоявшую у Гроба
Господня? Другие же не верят, но их неверие столь сильно, что они не
изменили бы мнения и увидев воскресешего Христа. Даже коснувшись Его
ран, убедившись в том, что это действительно Он, люди эти нашли бы
происходящему объяснение, так же, как прежде находили объяснения всем
Его чудесам. История Фомы — история человека, стремящегося к Богу,
противопоставленная тем, кто идет в обратную сторону, или тем, кто
стоит на месте. Именно он получает великую милость от Господа.
В оформлении использованы фрагменты фресок Джотто, до 1305 года.
Фотографии фресок Russian Look.