В
третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный
день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц:
Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии,
Сусанны и иных.
Это те самые женщины, которые были свидетельницами
крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля
тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых,
когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины,
в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые
следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу
книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые
женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно
идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший
апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями,
забыть о своём ученическом долге.
Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах
вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и
самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился
Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше
любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались
первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом,
высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом.
Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и
подражания?
Почему все евангелисты уделяют столько внимания
приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о
том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь
Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно
апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем
и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную
враждебность к Нему первосвященников.
Представьте, что должны были испытать эти женщины,
стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть
любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой,
чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева
смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после
наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.
«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в
растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже
спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская
добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и
назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных
отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут
святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес
и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов
верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» –
пишет историк Владимир Махнач.
С женщиной в мир пришёл грех. Она первая
соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от
Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание
царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня
Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою»,
весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».
Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но
вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни
женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о
Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям
и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала
всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию –
Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их
своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к
Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу
замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из
гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им
Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о
случившемся.
|
Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин:
«Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими
же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и
недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно
возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали
на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые
жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что
такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и
обязательно при условии их искренности, и что оно совершается
благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления,
одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники
приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе
Святом».
Они достигли искренности по любви своей ко Христу и
совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно
будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой
любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!
Долгие века был у нас православный народный женский
праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории
человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц.
Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому
что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через
календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь
нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от
богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к
нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять
всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то,
что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно,
светское, но страна – православная. А государство существует для
служения обществу, нации».
А пока давайте поздравлять всех добрых православных
женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться. В этом
году неделя 3-я по Пасхе (то есть третье воскресенье) приходится на 7
мая.
Марина Горинова Газета "Благовест"
ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского 2-е Воскресенье по Пасхе 15 мая 1974 г.
Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх
смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца,
без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно,
благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и
жен-мироносиц.
Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос
проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и
возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему
ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос
оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит,
эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не
решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по
благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче
Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда
другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафей-ский просить тела Иисусова,
пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с
Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда
не отказались.
И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была
спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие
следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его
учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди
о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей,
праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль
– пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме
Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного
людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.
Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом,
стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у
креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной
и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было
сказано женам-мироносицам "возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому
что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего
Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении...
И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему
гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще
возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что
не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже,
когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене
спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще...
Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса
перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли
учеников от страха, любовь преодолела все... Так в течение всей истории
мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам
говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может
сразиться со смертью – и победить.
И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко
Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или
дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях
наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее,
настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у
потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра,
у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток,
против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей
Церкви, и ближним, и дальним, и всем.
А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное,
сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий
страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой,
хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.
|